歐陽修,
Оуян Сювторое имя Юн-шу, посмертное имя Вэнь-чжун, лит. псевдонимы Цзуй-вэн, Лю-и цзюйши. 1007, Мяньчжоу (совр. пров. Сычуань) — 1072, Инчжоу (совр. пров. Аньхой). Великий сунский поэт, литератор, историк, художник и крупный политич. деятель. В 1010, когда Оуян Сю было 3 года, умер его отец Оуян Гуань; семью покойного взял на попечение брат отца, Оуян Е, и перевез в Суйчжоу (Хубэй), к месту своей службы. В семье не хватало средств, и тогда мать Оуян Сю, г-жа Чжэн, лично взялась за первонач. обучение сына — согласно легенде, преподавала ему грамоту, выводя тростинкой иероглифы прямо на земле; мальчик оказался очень способный: немного позднее, «прочитав книгу, уже постигал ее суть».
Одним из важнейших событий в жизни молодого Оуян Сю (в 1016) было знакомство с сочиненияими
Хань Юя (768—824), к-рые он обнаружил «в корзине для испорченных бумаг» в доме жившей неподалеку семьи Ли, имевшей приличную б-ку. Оуян Сю проштудировал все 6 цз. найденных текстов и сделал с них список: он исполнился глубокого уважения к незаслуженно забытому автору и пронес это уважение через всю жизнь. Хань Юй на многие годы стал для него авторитетом и образцом для подражания как в лит-ре, так и в делах службы.
В 1023 Оуян Сю выдержал областные экзамены. К этому времени его имя было уже известно среди людей образованных и склонных к книжной премудрости. И Оуян Сю направился в столицу — г. Бяньцзин (на месте совр. г. Кайфэн пров. Хэнань), где, пройдя испытания первым, был зачислен в Гуанвэньгуань (одно из подразделений Гос. училища Гоцзыцзянь, готовившее соискателей к высшим экзаменам), а в янв. 1030 принял участие в экзаменах на степень цзиньши и блестяще их выдержал, пройдя по списку первым; неск. месяцев спустя он получил первую в своей жизни чиновничью должность, в управлении наместника зап. столицы (г. Лоян пров. Хэнань). Именно здесь молодой ученый познакомился с многими знаменитостями. Особенно теплые отношения сложились у него с поэтом Инь Чжу (1001—1047), ставшим одним из первых единомышленников Оуян Сю в области изящного слова и продолжении дела Хань Юя в движении за «возрождение древнего» (фу гу), признанным лидером сунского этапа к-рого впоследствии стал Оуян Сю; он нашел в Инь Чжу друга и наставника и в общении с ним оттачивал мастерство владения прозой древнего стиля (
гувэнь). Тогда же Оуян Сю близко сошелся и с поэтом Мэй Яо-чэнем (1002— 1060), перед поэтич. талантом к-рого он преклонялся.
В 1034, завершив трехлетний срок службы в Лояне, Оуян Сю вернулся в столицу и был назначен в имп. книгохранилище, где стал готовить каталог книг из собр. Чунвэньюань. Оказавшись при дворе, молодой и амбициозный ученый-книжник немедленно включился в политич. борьбу — против министра Люй И-цзяня (979—1044) и его приверженцев, к-рые, как считали Оуян Сю и его единомышленники, бесконтрольно захватили власть, вовсе не заботясь о благе народа и страны. Оуян Сю горячо поддержал Фань Чжун-яня (989— 1052), в 1036 в докладе на высочайшее имя, называвшемся «Сы лунь» («Четыре суждения»), обличившего Люй И-цзяня как узурпатора и — через это пострадавшего (Фань Чжун-янь был лишен всех постов и выслан на службу в провинцию); поэт написал письмо цензору Гао Жо-на (XI в.), где укорил его за то, что тот ничего не сделал для защиты достойного сановника, называя поступок Гао Жо-на «делом позорным, доселе неслыханным», а себя — приверженцем Фань Чжун-яня. Оуян Сю вторили Инь Чжу и Юй Цзин (1000—1064), также служивший в имп. б-ке; однако высочайшее решение осталось непреклонным, а когда Гао Жо-на предъявил письмо императору, Оуян Сю также попал в опалу и был отослан от двора — начальником Илина (пров. Хубэй). Будучи в опале, Оуян Сю по личной инициативе составил «Синь У-дай ши» («Новая история Пяти династий»), отличающуюся от предыдущих ист. сочинений такого характера, напр., тем, что в ней фигурируют лица, названные бескомпромиссным автором бунтовщиками и изменниками.
Возможность вернуться ко двору Оуян Сю получил лишь в 1040 — на прежнюю должность, а также в свиту наследника престола — и продолжил работу над каталогом, к-рый закончил в 1041. Все это время он постоянно подавал доклады трону с суждениями о делах правления, но ни один из них не был принят к серьезному рассмотрению — потеряв надежду быть услышанным и, следовательно, полезным, Оуян Сю сам подал прошение о переводе в провинцию и в 1042 получил назначение в Хуачжоу (пров. Хэнань).
В 1043 император Жэнь-цзун (на троне 1023—1064) после поражения в войне с тангутами и заключения позорного мира, согласно к-рому Сунская империя шла не только на территориальные уступки, но еще обязывалась платить ежегодную большую дань, был вынужден произвести при дворе определенные перестановки. Оуян Сю, к суждениям к-рого при дворе ранее не прислушивались, весной этого года был возвращен ко двору и в числе др. шестерых оппозиционеров получил назначение в цензорат: был назначен главой этого учреждения. Вскоре Люй И-цзянь ушел в отставку, и к власти пришел Фань
Чжун-янь и его сторонники. Назначение Фаня произошло не без прямого влияния Оуян Сю, с мнением к-рого император теперь считался: «Каждый раз, когда [Оуян Сю] получал аудиенцию, император расспрашивал его о делах управления, которые следует осуществить, и многое по его [советам], что называется, натягивалось или отпускалось», что, конечно, нравилось далеко не всем, и сунская история говорит об этом так: «В своих суждениях Сю был искренен и прям, потому все смотрели на него как на врага, и лишь император поощрял его смелые речи». Новоиспеченного цензора ожидал стремительный взлет: в то время номинальной должностью Оуян Сю была должность чиновника седьмого ранга, к-рому полагалось офиц. платье зеленого цвета, но император, желая особо отметить Оуян Сю, даровал ему право носить одежду красного цвета (что являлось привилегией чиновников пятого класса и выше). «„Где взять таких людей, как Оуян Сю?“ — говаривал [император] приближенным». Однако взлет был недолгим. В 1045, после отставки Фань Чжун-яня, Оуян Сю был скомпрометирован, и, хотя обвинение это не получило никакого подтверждения, оклеветанный Оуян Сю был отправлен в отставку и послан управлять обл. Чучжоу (пров. Аньхой). Там он провел два года, после чего последовали переводы в Янчжоу (пров. Цзянсу), а в 1049 — в Инчжоу (пров. Аньхой). Прошло целых пять лет, прежде чем Оуян Сю получил возможность вернуться ко двору, и именно эти годы подарили миру такие произведения, как «Цзуй вэн тин цзи» («Записки о беседке Пьяного Старца» или «В беседке Пьяного Старца» в пер. В.М. Алексеева), «Фэн лэ тин цзи» («Записки о беседке Фэнлэтин» или «О моем павильоне Роскошного Довольства» в пер. В.М. Алексеева) и др., составившие славу сунской лит-ры, а сам Оуян Сю в это время взял себе лит. псевдоним Цзуй-вэн (Пьяный старец) и выстроил беседку с таким же названием (1046). Его литературная репутация крепла — в столицу он приехал в ореоле славы. «Император, увидев седину в его волосах, разговаривал с [Сю] весьма участливо», в 1050 Оуян Сю был назначен в палату Лунтугэ («Палата драконовых картин») и в аппарат наместника Дамина, но через два года скончалась его мать, и Сю, как почтительный сын, удалился со службы, чтобы носить траур. Окончат. возвращение Оуян Сю ко двору произошло лишь в 1054, когда он стал членом придворной
Ханьлинь академии и получил распоряжение о составлении новой истории дин. Тан. В 1055 Оуян Сю ездил посольством к киданям — по случаю восхождения на трон Дао-цзуна (на троне 1055—1100), очередного ляоского монарха из рода Елюй. Кидани приняли его с большим почетом. По возвращении Оуян Сю представил трону «Бэй ши юй лу» («Записи рассказов северного посланника»).
В 1056 был назначен гл. столичным экзаменатором. И несмотря на недоброжелательность придворных, он блестяще провел экзамены, настаивая на своем понимании того, какими умениями в первую голову должны в совершенстве владеть претенденты на степень
цзиньши; следуя своим литературным предпочтениям в прозе древнего стиля, Оуян Сю выделял тех, в к-рых видел единомышленников, и не давал дороги писавшим начетническим вычурным стилем; именно на этих экзаменах победу одержали известные сунские литераторы
Су Ши и
Су Чэ, продемонстрировавшие великолепное знание канонич. сочинений.
Следующий год Оуян Сю провел на посту правителя столицы, к-рый принял из рук прославленного своей справедливостью и прозорливостью сунского чиновника Бао Чжэна (999-1062), впоследствии обожествленного и ставшего героем романов и пьес. В этом же году император даровал ему свиток с собственноручно написанными иероглифами вэнь жу ‘просвещенный конфуцианец’. В 1060 было закончено составление «Синь Тан шу» («Новая история [династии] Тан»).
За свою жизнь Оуян Сю занимал при дворе многие должности: он был и первым помощником начальника Департамента государственных дел (Шаншушэн), и начальником Военного департамента, и наставником наследника трона. Но в 1067 Оуян Сю вновь оклеветали, распустили слухи о его незаконной связи с женой сына. Это было очень тяжелое обвинение, достаточное для того, чтобы лишиться любых постов; однако и здесь доказательств не нашлось, а авторитет Оуян Сю был столь велик, что он, хотя вокруг поэта и сложилось кольцо социального отчуждения, почти изоляции, удержался на службе, да и император, к-рому поэт подал неск. прошений разобраться в этом деле, в конце концов не поверил в его виновность: «Шэнь-цзун вник в клевету и отринул ее». Однако сам Оуян Сю, несмотря на то что император лично провел расследование и установил его невиновность, в подобных обстоятельствах не мог оставаться при дворе — он испросил перевода в провинции, сначала управлял обл. Бочжоу (Аньхой), а потом Цинчжоу. Именно здесь Оуян Сю вступил в конфликт со своим другом и протеже
Ван Ань-ши (1021—1086), ставшим в то время министром и приступившим к осуществлению реформ. Оуян Сю решительно воспротивился одному из нововведений, а именно т.н. «деньгам на ранние всходы» (цин мао фа), и запретил проводить эту реформу на территории подконтрольной ему области. Он дважды подавал доклады, в к-рых разъяснял свою позицию, но ни на один не получил ответа. Последним местом его службы стала обл. Цайчжоу (Хэнань), и именно здесь Оуян Сю принял второй свой лит. псевдоним — Лю-и цзюйши (Отшельник Лю-и).
На склоне жизни Оуян Сю, традиционно сославшись на старость и болезни, наконец получил после многочисл. просьб отставку и отправился в поместье в Инчжоу, красота мест к-рого столь пленила его еще в сер. 1050-х, тут Оуян Сю и провел остаток дней — он умер в 1072, меньше, чем через год после ухода со службы.
Влияние масштабной личности Оуян Сю на послед. развитие кит. культуры велико, многогранность его деятельности удивительна. В качестве гос. мужа он настойчиво проводил в жизнь возрождение принципов классич.
конфуцианства, по выражению сунской дин. истории, «всю жизнь говорил людям правду без утайки», не смущаясь ни положением, ни происхождением оппонента, выдвигал на гос. должности людей исключительно способных, стоящих, даже если и не во всем разделял их взгляды. Найдя учителя в Хань Юе и став признанным лидером лит. реформаторского движения своего времени, Оуян Сю своими выдающимися прозаич. сочинениями создал себе настолько высокую репутацию в первую очередь как стилист и оригинальный мыслитель, что вошел в число Тан Сун ба да цзя («Восемь великих литераторов эпох Тан и Сун»), а его гувэнь, проза древнего стиля, стала образцом безупречности для множества послед. поколений кит. книжников. Утверждая вслед за Хань Юем в сочинительстве индивидуальность стиля, ясность и логичность мысли с одновременным владением культурным багажом предшествующих эпох, Оуян Сю был убежден, что в основе любого худ. тв-ва должно лежать постижение
дао, слияние с абсолютом и в конечном счете то самое, стоящее за пределами слов наитие, о к-ром писал танский
Сыкун Ту (837— 908), и именно этому должно быть подчинено произведение, а не причудливой лишь форме, заслоняющей собой содержание. «Но вот появился Оуян [Сю], и после него [этот стиль] был выметен без остатка. С тех пор хотя среди образованных людей одни пишут искусно, другие грубо, однако большинство их приближается к древней [простоте]... Можно сказать, что заслуга Оуян [Сю] велика», — писал о влиянии Оуян Сю на современный ему лит. процесс
Лу Ю (1125— 1210) в своем путевом дневнике «Жу Шу цзи» («Поездка в Шу», пер. Е.А. Серебрякова). Оуян Сю оставил после себя более 500 произведений изящной прозы различных жанров — и в первую очередь благодаря им, а не стихам или ист. штудиям, он известен в Китае и за его пределами.
Как историк — в «Синь Тан шу» и «Синь У-дай ши» — Оуян Сю раздвинул привычные границы жанра офиц. историч. сочинений, включив туда сведения о тех лицах, к-рые обычно замалчивались из идеологич. или попросту цензурных соображений; в области изучения классич. текстов он призывал обращаться непосредственно к оригиналу, не придавая существ. значения толкованиям и комментариям последующих времен — ибо сказанное в каноне должно быть понятно и постижимо само по себе, именно к простоте и лаконичности изложения ист. фактов в канонич. соч. (напр., в «
Чунь цю») следует стремиться. Известны изыскания Оуян Сю и в области археологии и эпиграфики — его соч. «Цзи гу лу» («Записи о собранных древностях», 1063) охватывает документальные свидетельства (надписи на камнях, утвари, стенах храмов и др.), начиная с эпохи Чжоу (XI-III вв. до н.э.) и до правления дин. Тан, а в книжном собрании Оуян Сю, по свидетельствам современников, насчитывалось более 10 тыс. томов разнообр. сочинений.
Наследие Оуян Сю велико и разнообразно. До наших дней дошли собрания его прозы «Цзюй-ши цзи» («Собрание отшельника») в 50 цз. (известны три ксилографа — сунский, минский и цинский) и «Оуян Вэнь-чжун гун цзи» («Собрание господина Оуян Вэнь-чжуна») в 153 цз. (сунский, три минских и один цин- ский ксилограф). Сохранилось также значительное число стихотворений — собрание цы «Лю-и цы» («Цы [отшельника] Лю-и») в 3 цз. (сунский и минский ксилографы), около 100 цы вошло в состав «Цюань Сун цы» («Полное собрание цы [эпохи] Сун»), а в антологии «Цюань Сун ши» («Полное собрание поэзии/стихотворений [эпохи] Сун») содержится 22 цз. стихотворений Оуян Сю в старом стиле (всего же до наших дней дошло более 800 стихотворений поэта и более 200 его цы). Также сохранилось и вышедшее из-под кисти Оуян Сю первое произведение в жанре шихуа («рассуждение о стихах») — «
Лю-и цзюйши шихуа» («Шихуа отшельника Лю-и»).
Литература: Антология китайской поэзии. Т 3. М., 1957, с. 27—28; Китайская пейзажная лирика. М., 1984, с. 107—117; Классическая поэзия Индии, Китая, Кореи, Вьетнама. М., 1977, с. 334—338; Поэзия эпохи Сун. М., 1959, с. 72— 95; Серебряков Е.А. Китайская поэзия X—XI вв. СПб., 1979, с. 207—246; Цветет мэйхуа. М., 1979, с. 97—110; Шедевры китайской классической прозы в переводах акад. В.М. Алексеева. Т 2. М., 2006, с. 213—278; Лю Дэ-цин, Го Юй-хэн. Оуян Сю чжуань (Биография Оуян Сю). Харбин, 1995; LiuJ.T.S. Ou-Yang Hsiu, an Eleventh Century Neo-Confucianist. Stanf., 1967.
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006 – . Т. 3. Литература. Язык и письменность / ред. М.Л.Титаренко и др. – 2008. – 855 с. С. 373-377.